© 2023 Новосибирский Промстройпроект.
По всем вопросам обращаться
Список статей

НОВОСИБИРСК ШАГ К ВЫСОТЕ

 

Юрий Куприянович, вопрос «зачем нам небоскребы» звучит на разных социальных уровнях нашего общества. Что вы можете сказать по этому поводу?

Высотное строительство - это знак нашего времени. Конечно, можно этим не заниматься еще ряд лет. Но тогда и трехэтажное сооружение будешь возводить по году. Тогда как «небоскребостроение» позволит трехэтажку строить за месяц. Потому что расправит плечи индустрия всего того, что требуется при этом - наука, производство новых материалов, технологии и, разумеется, появятся люди, умеющие управлять этим сложным, но исключительно интересным процессом. Сейчас в данном направлении гигантскими темпами развиваются Москва и ряд крупных городов страны. Впереди Олимпиада в Сочи, где тоже наверняка поднимутся высотки. Да и за Уралом, в том числе в столице Сибири, здания, особенно офисно-представительские, все активнее тянутся ввысь. Новосибирск «растет», и это хорошо, потому что стремление к увеличению этажности зданий в условиях рыночной экономики свидетельствует о потенциале мегаполиса, о том, что город развивается. Это значит, что Новосибирск интересен капиталу, способен привлекать инвестиции и не выпадает из контекста мировых тенденций. Бизнес-недвижимость и жилые дома в Новосибирске будут расти вверх. Это закономерность, определяющая жизнь всех мегаполисов мира. Мы находимся в самом начале пути высотного домостроения и от того, насколько быстро и разумно удастся перенять и применить мировой опыт, зависит будущий имидж города и в значитель­ной степени перспективы и темпы его развития.

Вашу недавнюю поездку в США, наверное, вполне можно рассматривать именно в контексте изучения передового мирового опыта высотного домостроения.,.

Несомненно. Целью поездки, организованной Всероссийской ассоциацией металлостроителей, было знакомство с американским высотным строительством. Американцы - законодатели мод в этой области, они первыми в мире стали строить высотные дома, и нам многому предстоит у них научиться. Взять хотя бы качество строительства. Посмотрите на один из первых небоскребов Чикаго постройки 1886 года:

стальной каркас облицован полированным гранитом, вид - с иголочки, блестит, как новенький. Специалист возраст здания может определить только по стилю, по отделке - нет. Американцы первыми применили в высотках лифт, который был изобретен, опять же, американцем Оттисом в 1850-х годах. Можно еще долго перечислять, но для начала достаточно побывать на смотровой площадке, расположенной на 300-метровой «отметке» 92-го этажа и посмотреть на монитор, где проплывают огромные и вместе с тем изящные «свечки», увенчанные башенками узкие пирамиды, четырех- и многогранные колонны и всевозможной конфигурации здания, на крышах которых зачастую размещались либо бассейны, либо так называемые летние сады. На некоторых вполне «естественно» обосновались парковки для авто. Картина настолько же впечатляюща, насколько и поучительна.

Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой поездке.

В октябре группа специалистов из России посетила Чикаго. В делегации, состоявшей из 21 человека, были бизнесмены, научные работники, руководи­тели проектных фирм, архитекторы и инженеры из Москвы, Казани, Уфы, Новосибирска, Красноярска и Владивостока. Вначале мы посетили Американский институт стальных конструкций, который был основан в 1921 году и занимается разработкой стандартов, продвижением стальных конструкций на рынках, изданием технической литературы.

Затем состоялась встреча с экспертом Л. Г. Раздольским. Он русский, окончил мехмат МГУ, работал в ЦНИИСК им. Кучеренко. В США работает с 1979 года, выступая экспертом по расчетам высотных зданий и определению нагрузок в 46 штатах! В его лекции, в частности, прозвучало, что за расчетную ветровую нагрузку в Чикаго была принята наибольшая скорость ветра, зафиксированная в XIX веке, и что аэродинамику здания выше 200 м необходимо моделировать в аэродинамических трубах с учетом окружающих высотных строений.

На встрече в градостроительном департаменте мэрии Чикаго речь шла о планировании делового строительства. Планирование деловой части (офисы, торговые помещения) ведется на 20 лет (5 + 5 + 10). В Чикаго в год вводится 200 тыс. кв. м офисных площадей и 2000 квартир. Имеется карта доступных земель. Офисы концентрируются в центре города - так удобно, так сложилась структура. Исторические памятники сохраняются для увеличения туристских потоков.

Не забывают также об открытых пространствах и озеленении, стараются не уничтожать окружающую среду. Планируют многоуровневые развязки, «настоящее» метро и «легкое». Сейчас в Чикаго начато строительст­во самого высокого этом городе здания Spirl (сверло) по проекту Сантьяго Калатравы. Высоту здания определила Федеральная служба авиации (не более 2000 футов).

Очень полезным стало посещение Иллинойского технологического института, который занимается подготовкой специалистов по высотному строительству. Обучение по различным программам, занимает от двух до пяти лет. На встрече Иллинойский институт представляли четыре человека: профессоры Antony Wood, Peter Land, Mahjoub Elnimeiri и декан архитек­турного факультета.

Профессор Peter Land много рассказывал о разработке новых архитектурных форм небоскребов. В частности, о том, что архитектурная форма должна быть в тесной взаимосвязи с конструктивной, нельзя допускать, чтобы они вступали в противоречие. Кроме того, при проектировании современного небоскреба очень важно учитывать вопросы ресурсосбережения, здание должно само обеспечивать себя энергией - за счет солнца и ветра. В институте также изучают аэродинамику. В разработках используются идеи самолетостроения. Здесь также рассматривают воздействие потоков воздуха, установку ветровых турбин на больших высотах, изучают вентиляцию воздуха и проблемы распределения энергии. В Иллинойском институте считают эти направления очень перспективными, и хотя проблем еще достаточно, но ведь это начало длинного и, как считают ученые, правильного пути.

Antony Wood подробно рассказал о работе CTBUH (Совета по высотным зданиям и среде обитания), в котором он является исполнительным директором. Эта в большей мере общественная организация занимается многими проблемами строительства высотных зданий по всему миру, организует конференции, выпускает газеты, имеет свою библиотеку. Они определяют самый плохой building, подводят итоги и награждают за «Лучшее высотное здание» и «Лучшее экологически рациональное высотное здание» и др.

Кстати, Antony Wood отметил хорошее качество журнала «Высотные здания», издаваемого в России.

Вы общались с представителями известных архитектурных фирм?

В рамках визита мы посетили архитектурные фирмы Cmita и Goettsch Partners. Первая занимается разработками высотных зданий не только в Чикаго, но и в Индии и Китае. В Чикаго по ее проекту строят одно из самых высоких зданий в США - 92 этажа - «Транс Тауэр». Вторая, соответственно, как главный проектировщик James Goettsch отвечает за развитие процесса проектирования и его качество. Организация руководит всеми этапами проектирования зданий и сооружений в США, Китае, Чехии, Южной Африке, на Ближнем Востоке.

Из значимых событий еще можно отметить то, что делегация присутствовала на шестом ежегодном обеде в честь награждения победителей в номинации «Лучшее высотное здание» и «Лучшее экологически рациональное высотное здание». Награды присуж­дались Советом по высотным зданиям и городской среде обитания (CTBUH). Среди награжденных были Norman Foster, Rahman Khau, Jan Simpson, Cauton Seinur. Председательствующий отметил, что на церемонии впервые присутствовала делегация из России.

Обобщая сказанное, можно отметить, что перспективы высотного строительства в США необыкновенные! В Чикаго, например, разрабатывают и вот-вот приступят к строительству «небоскребов будущего». Американцы на собственном опыте знают: высотные дома - это колоссальные потребители энергии. И в Иллинойском институте, где мы побывали, нам рассказали о планах проектирования таких небоскребов, чтобы они обеспечивали себя теплом и электроэнергией. В Америке работают также над перераспределением энергии с южной стороны здания на северную, делают внутренние этажи «зелеными».

Разрабатываются новые материалы, новые технологии. Идут «на прорыв» по многим направлениям. И уже многое внедряют не только в самой Америке, но и в небоскребостроении Китая и Саудовской Аравии, Дубая и Арабских Эмиратов...

Возможно ли в России использование американского опыта?

Не просто возможно, а необходимо! Нужно «учиться, учиться и еще раз - учиться!» Как, например, китайцы. Они направляют в Америку, да и в другие страны мира не десятки, а многие сотни специалистов, и те тщательно перенимают опыт строительства «высоток», заимствуя все самое лучшее. В Пекине строится сегодня тысяча небоскребов. Но, несмотря на известную «плотность народонаселения», в отличие от амери­канцев китайцы отодвигают свои «башни» подальше друг от друга. И строят их быстрее американцев, к тому же, разумеется, дешевле, потому как рабочая сила у них в избытке.

Ну, а «Новосибирский Промстройпроект» уже имеет опыт работы в сфере высотного строительства?

Институт на высоком уровне осуществил проект первого бизнес-центра класса «А» по международной классификации среди крупнейших городов нашего региона «РосЕвроПлаза» на улице Ленина. Это 14-этажное уникальное интеллектуальное здание с панорамным остеклением оснащено современными системами вентиляции, кондиционирования, водоснабжения, видеонаблюдения, охранными и пожарными сигнализациями, системами доступа. «Расставить» все это внутри так, чтобы наполнение работало как единый управляемый механизм - это и была задача специалистов института.

Сейчас мы выиграли тендер на проектирование одного из первых в столице Сибири небоскреба. Пока не в 300 этажей, «всего лишь» в 30, но здание это, бизнес-центр на площади Кондратюка, будет, бесспорно, интересно в смысле применения здесь немалого числа оригинальных решений и технических новинок как зарубежного «происхождения», так и, естественно, собственно институтского. Под будущий бизнес-центр уже готов котлован. Трест «Сибмост» изготавливает 45-метровые буронабивные сваи. Впервые в Новосибирске будет применена столь мощная, толщиной 3 м, железобетонная монолитная фундаментная плита, лежащая на свайном поле глубиной в 40 м, т.е. заложен эффект «ваньки-встаньки», на случай всяческих колебаний почвы и самого здания... Очевидные преимущества этого метода (технология буронабивных свай) состоят в следующем: высокая несущая способность свай от 400 тонн, отсутствие при их установке вибраций и сотрясений грунта, что позволяет вести работы в высокоплотной городской застройке, вблизи существующих зданий и сооружений.

Но главное - на проектировании первого «нашего» небоскреба набираются опыта молодые специалисты, которых мы сейчас «привязали» к нему. Очень интересный и сложный был заказ. В конкурсе участвовали несколько проектных организаций. Наше видение внешнего облика здания и решение инженерных задач, вытекающих из весьма солидной этажности бизнес-центра класса «А», насыщенного современной техникой, оказались вне конкуренции. И насколько это суперсовременное здание, точнее вся его техническая часть - водо-, тепло-, воздушное, холодильное, лифтовое и прочее оборудование, будет действовать безукоризненно, целиком и полностью зависит от Альбины Кирилловны Горбачевой, Галины Петровны Худяшовой, Людмилы Владимировны Ожигар - уникальных специалистов в своей области. Справились они с заданием блестяще. При том что каких-либо устоявшихся решений, норм и правил в проектировании подобных высотных сооружений в нашем городе нет. Приходится использовать мировой опыт, московский (там «высотки» уже не редкость) и, разумеется, наш собственный опыт проектирования масштабных зданий и сооружений в прежние годы. ■

 


14.01.08   Источник: ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ №1 


Список статей

Новости · О предприятии · Проекты · Заказчики · Публикации · Полезные ресурсы · Карта сайта · Голосование  



Работает на: Amiro CMS